Истории Сергея Курченко, Игоря Коломойского и многих других показывают, к чему привела политика Леонида Кучмы. На посту президента Украины он действовал в интересах финансово-политической верхушки — выходцев из Коммунистической партии СССР, с которыми имел связи. Эта группа прихватила (приватизировала) ключевые сферы народного хозяйства Украины и вывезла из страны миллиардные средства.
Посмотрите на фамилии тех, кого Кучма посадил на крупные государственные должности. Вспомним двух губернаторов: Виктора Януковича, Донецкая область (ему вменяют присвоение активов на сумму 40 млрд. долларов, и это только во время президентства), и Павла Лазаренко, Днепропетровская область (ущерб украинской экономике — около 320 млн. долларов). Вспомним Юлию Тимошенко, которую Кучма назначил вице-премьер-министром по топливно-энергетическому комплексу, и Виктора Ющенко, который при Кучме возглавил Национальный банк Украины, которым удалось откупиться от уголовных дел. Из-под «крыла» Леонида Даниловича вышла целая плеяда коррупционных политиков, которые решали вопросы традиционно: приезжая к вышестоящим «на поклон» с сумками, набитыми деньгами, и прося квот, должностей или протекции. Под ними, в свою очередь, возникла целая плеяда коррупционных бизнесменов, которые приезжали на поклон к крупным госчиновникам и просили особых условий для своих бизнесов. Так в Украине сформировался класс состоятельных и влиятельных людей, живущих только для себя.
Осознанно или неосознанно Кучма отдал предпочтение экстрактивным институтам власти, хотя видел новое поколение малого и среднего бизнеса, входившее на рынок, и мог им помочь, освободив от тупых законов и ограничений. Только однажды Леонид Данилович пошёл на уступки, но это был больше пиар-ход, чем реальное послабление. Он принял закон «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности субъектов малого предпринимательства» (1999 г.), которым был введён единый 10%-й налог. Малый бизнес платил только один налог. Но условия работы среднего бизнеса остались прежними, а значит, обогащались только те, кто имел связи и договорённости.
Масштабы грабежа были настолько грандиозными, что доходило до фарса. Как-то был арестован один налоговик по подозрению в коррупции. При обыске в его частном доме было найдено 2 млн. долларов. Они были зарыты под собачьей будкой. Он не мог вспомнить, откуда эти деньги. Вспоминается история колумбийского наркобарона Пабло Эскобара, который тоже закапывал деньги. Иногда местные крестьяне, вспахивая поля, находили залежи денег, о которых никто не помнил. Дурные деньги закапываются в землю и не работают на экономику.
Следующие президенты, как и Кучма, строили свою политику на экстрактивных институтах власти. Поэтому и при Януковиче, и при Ющенко, и при Порошенко госаппарат продолжал грабить население, а страна — беднеть.
Некто Николай Мартыненко был народным депутатом Верховной Рады и одним из видных лидеров «Фронта змін», курировал госпредприятие «Энергоатом». Ему вменяется отмывание 2,6 млн евро. Мартыненко пытался освободится через украинские суды, но от Генеральной прокуратуры Швейцарии так просто не отмажешься. Была вскрыта его швейцарская банковская ячейка и найдены документы, согласно которым топливо необходимое для атомной энергетики Украины, поступало через компанию, которая платила Мартыненко откат в размере 10% с каждой поставки. Это фантастические деньги! Поскольку Николай Мартыненко человек системный и любит точность, Генпрокуратура Швейцарии нашла в ячейке ещё и записи полученных сумм денег… Дело Мартыненко передали в Антикоррупционный суд, оно длится дольше пяти лет. Задайте себе вопрос, где его деньги? Точно не в украинских банках. Точно не в заводах и недвижимости на территории страны. Все деньги Мартыненко где-то в офшорах. Они никогда не работали на Украину и не будут на неё работать.
Когда население грабят, но деньги остаются в стране, то у людей, по крайней мере, есть шанс их заработать, устроиться на работу в компаниях сверхбогатых людей. Но когда деньги вывозятся из страны, предприятия закрываются или банкротятся, мы теряем и потенциальные рабочие места, и капиталы, и всякую перспективу выбраться из бедности.
Украинцы кричат о справедливости, что нужно сажать в тюрьмы коррупционеров и конфисковать их имущество. Но дело не в конкретных фамилиях! Дело в том, что государственные чиновники по закону имеют право вмешиваться в экономику. Дело в самих правилах, по которым мы живём.
Целые состояния бесследно исчезают из экономики Украины, и это ни для кого не секрет. Кучма хранит деньги на Сардинии, Лазаренко прятал их в Панаме, Коломойский — в США, Курченко — в Монако, Порошенко — на Мальдивах, Тимошенко — на Каймановых островах. И если вы думаете, что «команда ЗЕ» сильно отличается от своих «злочинних попередників», то вы ошибаетесь!
В Верховной Раде 9 созыва есть два показательных примера. Это «честные журналисты» Мустафа Найем и Сергей Лещенко, которые до «Революции достоинства» занимались журналистскими расследованиями. Через них различные политические группировки «сливали» друг на друга компромат. Сегодня Найем и Лещенко сделали стремительную карьеру не по специализации. Найем занял пост заместителя генерального директора «Укроборонпрома» и получает свыше 300 000 гривен в месяц. А Лещенко стал членом Наблюдательного совета «Укрзалізниці», получая свыше 500 000 гривен в месяц. Какая частная компания наймёт на подобный оклад человека без профильного образования и без единого дня работы в данной сфере? Это нонсенс! Но в стране, которая функционирует на экстрактивных институтах власти, это обычная практика. Госаппарат готовит следующую партию «человеко-паспортов», которые бесполезны для общества, но нужны олигархам, потому являются связующими звеньями между государством и крупным бизнесом.