В череде украинских олигархов особое место занимает миллиардер Коломойский, владелец «ПриватБанка», телеканала «1+1», информагентства «Униан» и других СМИ. Благодаря эфирам на «плюсах», студия «95 квартал» получила вещание на всю страну, и телесериал «Слуга народа» сделал Владимира Зеленского шестым президентом Украины.
Игорь Валерьевич — один из многих «сынов свободы», которые в 90-х годах бесстрашно ринулись зарабатывать деньги. Это было очень рискованно по многим причинам. Ещё существовал государственный запрет на валютные операции, за нарушение «светил» тюремный срок от 5 до 15 лет, конфискация имущества. Но подпольные валютные магазины с заграничной одеждой, игрушками и техникой, всё равно открывались. Ещё действовали ОБХСС (Отделы по борьбе с хищениями социалистической собственности), который в независимой Украине был переформатирован в Службу по защите экономики от преступных посягательств. И это было проблемой, потому что правоохранительные органы зачастую работали в связке с преступными группировками, занимались и «крышеванием», и рэкетом. Но «сыны свободы», молодые предприниматели 90-х хотели зарабатывать и шли на осознанный риск.
Коломойский вышел практически с «нуля» на уровень миллиардера. И он всё время взаимодействовал с государственными чиновниками, подкупал их, строил связи, чтобы масштабировать свой бизнес. Его «ПриватБанк» никогда бы не вышел на общенациональный уровень, если бы главой правления не был Сергей Тигипко, с 1992 по 2001 год он занимавший посты вице-премьера и министр экономики Украины. «ПриватБанк» не добился бы успеха, если бы значительная часть его акций не была переписана на некоего Гадяцкого, водителя и доверенного лица Павла Лазаренко, премьер-министра Украины (1996−1997 г. г.) и председатель Днепропетровского областного совета (или, проще говоря, мэр Днепра с 1994 по 1998 год). Так, под патронатом коррупционной власти, банк Коломойского стал самым современным и технологичным украинским банком.
По иронии судьбы «ПриватБанк» (венец успеха Коломойского!) превратился для него в постоянную угрозу банкротства и тюрьмы. В какой-то момент Игорь Валерьевич захотел «выйти в деньги», то есть вынуть из бизнеса средства, отойти от дел и наслаждаться жизнью. Он купил себе дорогой дом в Швейцарии, переводил деньги из «ПриватБанка» на кипрский офшор, а оттуда в США для покупки недвижимость и активов. Наверное, он планировал жить в Америке, но случилось то, что случилось.
Когда экономика страны построена сугубо на экстрактивных институтах, то при смене политических элит, любой крупный бизнес может оказаться вне закона.
Сегодня уголовные дела на Коломойского заведены в Украине, Англии и США.
После того, как пост президента занял Зеленский, Коломойский вернулся в Украину и пытается создать под себя новые экстрактивные институты, или, проще говоря, внедряет своих людей во власть. Насколько успешно, неизвестно, но в интервью в 2019 году он сделал несколько открытых, прямолинейных месседжей власти и Зеленскому лично. В частности, что низкий курс гривны невыгоден экспортёрам (и плевать, что выгодно населению, потому что Коломойскому выгоден высокий курс гривны), а в «Центрэнерго» необходимо сменить менеджмент (и он хотел бы назначить туда своих доверенных лиц).
Так или иначе, Коломойского ждут крупные финансовые потери. Львиная доля активов Коломойского будет арестована в США. Что это значит для граждан Украины? Миллионные суммы денег, сделанных в Украине, пойдут во благо американских граждан.
Имущество Коломойского, его капиталы могли бы храниться и умножаться на территории Украины. Он мог бы вести свой бизнес на родине, не опасаясь смены власти, не пряча деньги по всему земному шару, не страхуя себя от тюрьмы паспортами других государств. Но для этого в украинская экономика должна была бы прочно стоять на фундаменте инклюзивных принципов, то есть включать население в экономические процессы, разрешать, помогать людям делать деньги и создавать капитал. Олигархам пришлось бы отказаться от государственных преференций, то есть особых условий, на которых они наживаются, а это им невыгодно.
В какой-то момент Коломойский понял, что не хочет видеть своё будущее в Украине, что не сможет передать детям свой бизнес, потому что это не предпринимательство, а «решалово», постоянный «замес» с органами власти. «ПриватБанк» стал отмывочной станцией: банк принимает деньги на территории Украины, а выходят они уже на Виргинских островах или в других офшорных точках земного шара. Так экономика страны лишается колоссальных средств.
Чтобы сверхбогатые люди оставались в Украине, чтобы их бизнес работал легально и безопасно, в стране должны функционировать инклюзивные институты власти. Иначе капиталист сам рано или поздно становится жертвой государственной системы и своих же собственных «договорняков», как Коломойский, который теперь тратит время на то, чтобы отбиться от уголовных дел и платит фантастические деньги армии адвокатов. Для мирового сообщества он — разыскиваемый преступник, а не уважаемый человек. А мог бы вместе с Ахметовым, Пинчуком, Фирташем, Порошенко и другими олигархами Украины войти в историю как отцы-основатели новейшего государства в Европе — страны максимальных экономических свобод, где выгодно зарабатывать деньги и хранить капиталы.