Реакция МИД России — пропаганда
Геннадий Балашов, лидер украинской политической партии «5.10», общественный деятель, бизнес-философ, предприниматель, блогер дал эксклюзивное интервью специально для Eurasia Diary по поводу транша МВФ Украине, нового закона Украины об амнистии, встреч Порошенко с Байденом и Эрдоганом.
Eurasia Diary: Как вы можете прокомментировать новый закон Украины об амнистии, который предоставит иммунитет участникам спецоперации в Донбассе? И как вы можете охарактеризовать реакцию МИД РФ, который выразил обеспокоенность последствиями этого закона?
Г. Балашов: Вряд ли МИД России действительно озабочен законом Украины «Про амнистию в 2016 году». Скорее всего, это очередной пиар-ход по дискредитации украинской власти. Потому что если бы МИД РФ действительно переживал о правовой защите населения Украины, то свою обеспокоенность он выражал бы по адресу к Евросоюзу.
К амнистии и проведению выборов на оккупированных территориях Украину приведут не желания истеблишмента и не народные чаяния, а ЕС. Президенту и парламенту Украины придётся делать то, что диктует Европа и США.
Гораздо интереснее по этой теме заявления, исходящие от лидеров ЕС. Так, Президент Франции Олланд заявил, что между Путиным и Порошенко должна состояться встреча по поводу соблюдения Минских соглашений. А это значит: амнистия, выборы на Донбассе, особый статус территорий.
Поэтому сколько бы обеспокоенностей или глубоких озабоченностей не выражал МИД России, ситуации это не изменит, и все прекрасно это понимают. Обычный пропагандистский трюк.
Eurasia Diary: МВФ, одобривший на днях транш размером в 1 миллиард долларов, выдвинул Украине новые требования для получения дальнейших траншей. Осталась значительная сумма — $9,8 млрд. Каковы требования? Какие трудности могут возникнуть с выполнением этих условий?
Г. Балашов: Требования МВФ к странам, которым Фонд оказывает финансовую поддержку, в принципе одинаковые. Соблюдать финансовую дисциплину, приватизировать большую часть госпредприятий, поддерживать свободный курс доллара, свободный рынок земли. Любой из этих пунктов настолько политизирован в Украине, настолько неоднозначно воспринимается населением, что способен взорвать общество. И власть должна быть достаточно сильной, чтобы продвигать требования МВФ. Украинский истеблишмент дал МВФ гарантии выполнения обязательств, но он теперь вынужден вынимать кусок пирога из собственного рта.
Трудности возникнут именно по этой причине. Возникает конфликт интересов. Часть политических игроков пиарятся на теме снятия моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Например, Юлия Тимошенко, Олег Ляшко, Оппозиционный блок выступают против приватизации, то есть фактически за то, чтобы госпредприятия оставались в руках того финансово-политического класса, который ими управляет.
Eurasia Diary: Вице-президент США Джозеф Байден встретился с президентом Украины Петром Порошенко в рамках сессии Генассамблеи ООН. Как вы оцениваете результаты их переговоров? Какие будут последствия?
Г. Балашов: О чём на самом деле говорили вице-президент США Джозеф Байден и президент Украины Пётр Порошенко на встрече в рамках сессии Генассамблеи ООН, мы можем только догадываться. Это секретная закрытая информация. На публику он озвучили следующее: США готовы выделить Украине 1 миллиард долларов. Это свидетельствует о том, что официальный Вашингтон готов и дальше оказывать поддержку Киеву, а это, в свою очередь, значит, что Украина пока движется в форматере требований МВФ.
Украине задали поведенческий коридор: известно, что нужно делать, чтобы получить очередную денежную помощь. Другое дело, что истеблишмент сопротивляется этим переменам, как может, находя любые причины для отсрочки.
Одно можно сказать точно, финансы Байден и Порошенко не обсуждали. Скорее всего, они говорили на внешнеполитические темы, а именно о прозападном векторе развития Украины, о внедрении реформ, которые дали бы возможность вести здесь бизнес западным компаниям.
Eurasia Diary: Кроме того состоялась важная встреча Порошенко и Эрдогана, в ходе которой президент Турции высказал Украине поддержку в вопросе восстановления территориальной целостности. Как вы считаете, возобновление диалога Турции с Россией не повлияет на позицию Турции относительно непризнания присоединения Крыма и осуждение нарушения прав крымских татар?
Г. Балашов: Нет, не повлияет.
Турция в прошлом наступала на те же грабли, что и Россия. Я имею ввиду турецкое вторжение на Кипр 1974 года. С тех пор Кипр разделён на две части, до сих пор линию разграничения охраняют Вооружённые силы ООН. Турецкую Республику Северного Кипра так и не признали другие страны. И только в последнее время заговорили об объединении двух частей Кипра, греческой и турецкой. Кроме того, крымские татары исторически и культурно очень близки туркам, а в этом конфликте они являются пострадавшей стороной. Турки помогают им сохранить свою идентичность, выступая в качестве финансового донора. Поэтому Турция не признает Крым, но она не может отказаться от сотрудничества с РФ.
Сегодня Турция очень связана с Россией экономически. Это и туристическая отрасль, и строительная, и др. Турции не стоит ссориться с Россией, поэтому президент Турции Эрдоган вынужден занимать гибкую позицию. Однако что бы он ни говорил и какие отношения ни поддерживал с Россией, Эрдоган будет так же, как и Украина, двигаться в фарватере ЕС и США. Нужно не забывать о том, что в Турции расположены базы НАТО.