Свободная республика Либерленд — микространа с открытыми границами площадью 7 кв. километров, расположенная между Сербией и Хорватией. Конечно, международного признания Либерленд не получил, да и вряд ли получит. Бюрократический аппарат европейских государств будет стоять на смерть, чтобы заморозить этот предпринимательский оазис. Будут пугать тем, что люди воспользуются свободами во вред, как когда-то пугали Facebook-ом.
Но что бы случилось, если бы государство Либерленд признали все страны?
Количество желающих получить гражданство росло бы с невероятной скоростью. Количество зарегистрированных компаний, в том числе, и крупных банков, превысило бы все мыслимые пределы. Либерленд очень быстро превратился бы в престижное и дорогое государство. Потому что виртуальная страна, которая никак не ограничивает своих граждан — самое удобное место для ведения свободного бизнеса.
В развитых странах появляется всё больше и больше людей недовольных устаревшей государственной системой власти и управления. Это естественный процесс развития общества. В древние времена во главе страны или общности людей, живущих на определённой территории, стоял государь. Лицо, под которое выстраивалась вся элита, чьему желаниям и мнению подчинялись абсолютно все. С развитием цивилизации государственная система стала более демократичной, ориентированной на личность. Личные амбиции глав развитых стран больше не занимают первое место, но государственный диктат по отношению к личности сохраняется. Так, человек по-прежнему остаётся рабом системы, который должен выполнять её директивы, например, платить новые налоги или тарифы ЖКХ, мириться с тем, что его права на предпринимательскую деятельность ограничены и др.
Следующий шаг в историческом процессе — поставить права и свободы гражданина выше государственных интересов. Это и есть либертарианство, философия нового века.
Старые функции госмашины, такие как управление хозяйством и обществом, оборона территории, сбор налогов, перестают быть нужными. Границы между цивилизованными странами становятся условными. Запреты, тормозящие торговлю и перемещение людей, постепенно снимаются. Например, Соединённые Штаты Америки имеют законодательные отличия, но остаются при этом единым экономическим организмом, территорией свободы. К 2050-му, когда население Земли достигнет 9-ти миллиардов, функционирование пограничного контроля в его сегодняшнем виде станет обузой.
В современном мире, где скорость передачи информации и денег приблизилась к максимуму, люди требуют новых свобод. Заполнить сотню бумажек, чтобы попросить разрешения у государственной машины, больше не кажется людям чем-то нормальным. Естественное право распоряжаться своей жизнью, ресурсами, если это не ограничивает прав других — вот за что будут бороться в XXI столетии.
Прототип будущего миропорядка — соцсети. Это глобальный бесплатный ресурс, где у каждого есть полная свобода самовыражения. Нет определённого места, к которому привязана соцсеть, так как сервера могут находиться в разных странах. Человек сам регистрируется, указывает личную информацию и занимается тем, что ему интересно. Нет бюрократии, принуждения, строгого регулирования, отчётности… Полная свобода. Когда Facebook только появился, некоторые высказывали опасения, что сеть превратится в рассадник религиозных сект, порнографии, мошенничества и проч. Но этого не произошло. Идеи либертарианства уже осуществляются, и происходит это благодаря техническому прорыву. Либерленд, другие поселения без налогов и госконтроля, которые возникают сегодня, говорят нам о том, что человечество испытывает потребность в новых свободах.
Мир с открытыми границами и урезанными полномочиями государственного аппарата — то, что нас ждёт в будущем. От национальных стран останутся резервации, закрытые малые сообщества людей, захотевших жить обособленно. Остальные воспользуются свободой личности, возведённой в масштаб всего земного шара. Люди все разные, у нас разные потребности и особенности, сейчас нас 7 миллиардов, и популяция растёт. Вместо того чтобы сдерживать и контролировать друг друга, мы могли бы использовать наш общий человеческий потенциал во благо, наделив личность свободой от государственных пут. Украина могла бы использовать общемировую тенденцию, чтобы стать первой в мире страной, освободившей своих граждан от оков госограничений и сделавшей их самым богатым народом мира. Для этого нам не требуется международное одобрение, только собственная политическая воля.