Хороша ли формула Штайнмайера или не хороша, удовлетворяет ли она граждан Украины и депутатов парламента, не так уж важно. Главное, чтобы кровопролитие и агрессия закончились. Нам всем нужен мир.
Ни мне, ни большинству населения формула Штайнмайера не нравится. Как не нравятся и минские соглашения, если внимательно их почитать. Но Порошенко и переговорная группа по ситуации на Донбассе в лице Кучмы и Медведчука согласились на эти условия ещё в 2016 году. Результат их работы, минские договорённости, уже три года как должны быть реализованы!
ФОРМУЛА ШТАЙНМАЙЕРА — это «дорожная карта», план по урегулированию ситуации на Донбассе:
— Прекращение огня и отведение войск.
— Особый статус Донбасса.
— Проведение местных выборов, согласно стандартам ОБСЕ и демократическим принципам.
— Амнистия участникам боевых действий.
Это не может понравится патриотически настроенным гражданам Украины. Но вдумайтесь, прошло пять лет с трагических событий в Иловайске и Дебальцево, количество погибших в зоне боевых действий достигло 15 000 человек! Украинская армия не имеет возможности продвинуться вперёд. Местное население хочет автономии. Учитывая это, бои бессмысленны. Мы должны признать право Донецкой и Луганской областей на самоопределение. Нам нужен мир!
Нужно унять национальную гордость, снять задачу переодеть всех граждан Украины в вышиванки и заставить говорить на украинском языке. Чтобы мы выглядели в глазах международного сообщества цивилизованной, европейской страной, мы должны пойти на уступки. И Европейский Союз оценит этот шаг, потому что Европа сама соткана из компромиссов.
Некоторые европейские страны имеют по несколько официальных государственных языков и десятки региональных. Некоторые европейские государства имеют спорные территории, но не делят их с оружием в руках. Потому что европейцы давно поняли — в 21 веке границы мешают. Как-то отдыхая на горнолыжном курорте, я побывал в уникальном месте — на пересечении границ Австрии, Италии и Швеции. Представьте себе, как выглядит это место: просто столб. На лыжах я объехал его несколько раз, перемещаясь из одной страны в другую.
Многоязычие, мультикультурность, общая валюта и рынок делают Европейский Союз сильнее.
Будет ли хуже Украине от того, что на нашей политической карте появится русскоязычная территория? Нет. Будет ли хуже гражданам Украины, если часть Украины будет самостоятельно принимать законы и жить по своему разумению, со своей полицией, судами, экономикой, языком? Нет. Напротив, это может стать полезным опытом, который поможет вернуть Крым.
Если мы считаем себя европейцами, мы должны проявлять толерантность, то есть признавать право других на самоопределение.