Вспомним любимые детские сказки. В каждом дворе, в каждом классе, в каждом парадном, на каждой улице были свои Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Иван Царевич или Иван Дурак, Царь, Елена Прекрасная или Елена Премудрая, лешие, кикиморы и прочие персонажи. Одни боролись с другими; одни проигрывали, другие побеждали. Сказочные сюжеты повторяются в наших семейных историях и в политике.
В 2014-м году я писал: «Чем будет занят новый Президент? Иван Царевич, главный политический сказочный персонаж Украины, будет занят борьбой с Кощеем Бессмертным. Порошенко, безусловно, победит Путина при помощи Евросоюза и США. Победа над Кощеем несомненна, но Иван Царевич в конце сказки превращается в царя. Порошенко будет царствовать, а это значит, что не будет менять саму систему. Царь возглавляет ту систему, которая есть, он по своей психологической сути не является реформатором, хотя мог бы им стать».
На последнем году правления мы видим, в какого Царя-батюшку превратился Порошенко, и чем это обернулось для страны. Порошенко всегда хотел выглядеть добрым царём, поэтому много красуется на публике, театральничает. Он «за всё хорошее», при этом вся ответственность за ошибки и проблемы его правления он перекладывает то на «подлого Кощея», то на «злые тёмные силы».
В сюжете сказки с Царём-батюшкой постоянно борется Баба-Яга. Её образ в украинской политике представлен бессменной Юлией Владимировной Тимошенко.
Баба-Яга — это могущественный персонаж, который живёт на окраине леса, то есть, постоянно оказывается «за бортом», использует в своих интересах других персонажей и является непобедимой. В каждом доме была своя «Зинка-продавщица», разлучница и вечная соперница, к которой за советом бегали местные «царевичи» и «дураки». На эстраде это образ Верки Сердючки. В политике эта роль принадлежит неучтожимой Тимошенко, которая, освободившись из Качановской колонии, крепко увязла в болоте. Всё, на что ей хватает сил, это кричать угрозы в адрес Царя.
Особенность такого персонажа как Баба-Яга в том, что она всегда против. Психологически это несамостоятельный персонаж, которому необходимо находиться в оппозиции к кому-либо. Другой особенностью Бабы-Яги является то, что она непобедима. Что бы ни происходило, она выживает. Поэтому ей подчиняются другие персонажи: ведьмы, кикиморы, лешие и черти. Через них Баба-Яга осуществляет свою волю и власть, потому что сама она старается не рисковать и «подставляться».
Тимошенко пыталась втянуть на своё болото Саакашвили, но и это сделать ей не удалось. Последним кандидатом на роль верного слуги и исполнителя воли была Савченко, но она быстро отказалась от «службы».
Символ женщины-патриота, женщины-воительницы, Жанны д’Арк, которую представляет Надежда Савченко, также попытался использовать в своих интересах и Порошенко. Но и у него это не получилось. У Савченко своя роль в этой сказке. Особенность архетипа Жанны д’Арк в том, что она абсолютно независима, неуправляема, но в конце её символически сжигают. Как это произойдёт, в виде ареста, тюремного заключения или лишения всех регалий, не так уж и важно.
Есть в украинском политическом лесу и заблудившийся медведь-шатун. Это Ляшко. Он шатается по всей сказке, приходя то на болото Бабы-Яги, то в царские палаты, пытаясь расшатать свой рейтинг до уровня президента. Но медведи-шатуны, тем более, с таким негативным бэкграундом, как у Ляшко, главными героями сказок не становятся. Возможно, он поможет будущему Ивану-Дураку победить Царя, и тогда его существование будет хоть чем-то оправдано.
После Ивана-Царевича Порошенко в нашей сказке должен появиться главный персонаж развязки. Это Иван-Дурак, который «уведёт» народ у нерадивого царя, завоевав симпатии и поддержку. Кто им станет?.. Сейчас Иван-Дурак лежит где-то на печи или ловит рыбу, но вскоре у него появится волшебная сила: жар-птица, конёк-горбунок или щука, исполняющая желания, с помощью которой он победит царя. Но самое важное для нас, конечно, это то, чтобы он выбрал идеологию, а не царский трон, иначе со временем он превратится в свергнутого Царя-батюшку.