Люди, которые делают деньги

Чем отличается бизнесмены от предпринимателей?

Геннадий Балашов

Люди, которые делают деньги
Люди, которые делают деньги

Люди с деньгами делятся на 2 категории: бизнесмены и предприниматели. Бизнесмены делают стартовый капитал путём «схематоза», взятки, воровства, получения наследства и др., а предприниматели — на создании и продаже товаров и услуг, совершая множество проб и ошибок.

«БИЗНЕСМЕНЫ»

«Начебурашив» деньги тем или иным относительно законным путём, они начинают инвестировать. И выглядит это очень круто! Покупка дорогого автомобиля, большого частного дома, долей в бизнесах, стартапов, оборудования, помещений и т. д. Бизнесмены — это байеры. На этапе инвестирования они скупают всё, что может приносить прибыль.

Так, к примеру, именно бизнесмены, а не предприниматели вкладываются в стартапы. Их привлекают фантастические цифры: вложи 100 тысяч, получи 70 миллионов. Но есть одно «но»: если повезёт… Выход на рынок акций — это покупка лотерейного билета. Сколько стартапов оказываются успешными, один из сотни? А сколько из них выходят на IPO?.. Шансы очень невысокие. Но бизнесмены, как Буратино, раскладывают свои деньги по стартапам в надежде, что из одного из них вырастет денежное дерево.

Когда такого бизнесмена приглашают выступить на какой-нибудь форум или семинар, он рассказывает, что главное в бизнесе — это честность, команда, инновации и проч. И публика слушает их с большим уважением, ведь все знают, что он тратит большие деньги! Публика не понимает, что в основе стартового капитала и богатства бизнесмена лежат не его производственные способности!

После этапа инвестирования (или бездумного байинга) для бизнесменов начинается следующий этап — растрата первоначального капитала. Поскольку они не имеют опыта реального заработка денег, разложив свои деньги в разные проекты, через несколько лет они обнаруживают, что 90% из них убыточные. Вместо того, чтобы оставить их и искать другие варианты заработка, бизнесмены пытаются оптимизировать управление, провести ребрендинг, нанять более качественный менеджмент, создать эффективную команду и т. д. На этом этапе бизнесмен, приглашённый в качестве спикера на какое-либо мероприятие, вещает про то, что деньги зарабатываются, благодаря трудолюбию, мотивации, социальной ответственности, любви к Родине… Аудитория, не зная, что расходы бизнесмена превышают его доходы, принимает этот бред за чистую монету.

Далее следует этап обеднения. Денежные запасы бизнесменов медленно истощаются. Они начинают продавать своё имущество частями, но всё ещё выступают на публику, одетые в модные, дорогие шмотки, и повторяя свои убыточные мантры.


ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Зарабатывают капитал, создавая ценный продукт (товар или услугу). Предпринимают много попыток, чтобы выйти на доходность. При этом рассказ о том, как это происходит, не выглядит вдохновляющим и мотивирующим. Причина простая: высокие риски, безумная беготня, огромные налоги и дурные законы, постоянно вставляющие палки в колёса, и огромное количество провальных попыток заработать деньги… Зато честно!

Предприниматели очень осторожно вкладывают свои средства; гораздо более осторожно, чем бизнесмены. Почему? Во-первых, потому что они зарабатывают первоначальный капитал самостоятельно, без помощи госаппарата или «схем». Во-вторых, потому что просчитывают затратную часть на будущее: выгодно ли жить в этом особняке, если мои доходы снизятся? каковы риски того, что это дело не принесёт мне прибыли? Стиль жизни предпринимателя скромнее, чем у бизнесмена. Предприниматели не кичатся своим капиталом, не пытаются произвести впечатление «богатого, успешного человека», не испытывают желания «научить кого-то жизни». Они просто делают деньги и перемещаются в более продуктивные иерархии.

Задача предпринимателя — переместиться из менее доходной среды в более доходную, переместить себя и свою семью в более комфортное и безопасное место, занять место в иерархии на порядок выше.

ИТОГ

Когда бизнесмен и предприниматель выходят на пенсию, у первого — огромная статья расходов (не считая убыточных бизнес-проектов, кредитов, ещё и недвижимость, которую нельзя сдать в аренду, по несколько элитных автомобилей на каждого члена семьи и др.); у второго — стабильный пассивный доход и работающее дело. Бизнесмен продолжает создавать вид суперуспешного человека и рассказывать про свои «проекты», предприниматель продолжает достигать своих целей, улучшая жизнь и увеличивая доходы.

Яркий пример бизнесмена — бывший госчиновник. К 60-ти годам у него 4 квартиры, 8 автомобилей, банька, которую он построил, чтобы «тереть с пацанами», дом на курорте, несколько участков земли по всей Украине (купил, потому что дёшево давали), и ничего из этого не приносит прибыль… Все его деньги уходят на обслуживание этого хозяйства, и он на самом деле беден, хоть и кажется богатым. Предприниматель на протяжении всей жизни покупает только необходимое и то, что приносит прибыль. К пенсии у него есть несколько источников пассивного дохода, возможно, без блеска и шика, но оптимальная по метражу и расходам недвижимость, прибыльное дело.

_______________

Бизнесмены не создают дело, а ищут готовые предложения и вкладывают деньги. Например, инвестируют в стартапы, покупают долю в компании, становясь партнёрами, покупают акции. И если ставка бинесмена на бирже выиграла, и он сделал миллионы, он тут же начинает рассказывать всему миру, как жить… Вы никогда не задумывались, почему выступления Ричарда Бренсона по смыслу мало чем отличаются от выступлений украинских «схематозников»?..

Предприниматели являются креативным классом, они преобразовывают реальность, потому что именно их бизнесы создают реальный продукт, именно они внедряют новые технологии. Потому что они вынуждены придумывать продукт, который будет востребован в обществе и будет продаваться! Это люди, которые делают деньги и создают условия для развития общества.