«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно,
портрет, но не одного человека: это портрет,
составленный из пороков всего нашего поколения,
в полном их развитии».
М. Ю. Лермонтов
После того, как эпохальный роман Михаила Юрьевича Лермонтова был издан, он как-то заметил, что часто публика вместо осуждения выражает восхищение главным героем. Многие приняли его не как собирательный образ порочного человека, жившего в Российской империи в первой половине 19-го века, а как героя, которому всё же свойственны человеческие слабости.
Если бы Лермонтов был нашим современником и жил бы где-нибудь в Украине, России или Белоруссии, он бы посвятил свой роман «золотому помидору», сыну крупного чиновника, получившего по наследству от родителей связи и государственную службу, и ничего не создавшему своим собственным умом и руками.
Современные «золотые помидоры» ленивы и бесцельны, но при этом их самомнение чрезвычайно раздуто. Само их присутствие, кажется, является большой ценностью, они всегда выглядят важно, уделяя большое внимание своему внешнему виду и поведению. «Золотые помидоры» презирают народ, смотря сверху вниз на всех, кто обладает меньшим количеством денег. Простые люди для них, как и для лермонтовского Печорина, — серое стадо, которое заслуживает того, что имеет. Как и до отмены крепостного права, мужичьё (простой люд) служит для выполнения самой неблагодарной работы и не имеет права метить на барское/панское место. «Золотые помидоры» живут по двойным стандартам: общественная мораль для большинства, для «стада», для них же как для привилегированного класса избранных существуют свои законы и правила. Они алчны и скупы, хотя ворочают огромными средствами. В их богатстве нет ни добродетели, ни европейского лоска. Каждая копейка, потраченная на что-то иное, кроме их желаний и капризов, на строгом учёте.
Мы видим разгульную жизнь наших казнокрадов, их незаслуженные капиталы, имитацию деятельности на госслужбе. Таков герой нашего времени, и многие, как и во времена Лермонтова, приходят в восторг от его образа мышления и жизни.
Меня в молодости тоже завораживал образ Печорина как человека решительного, следующего своим желаниям и добивающегося всего, чего он хочет. Порочность целого сословия, описанную Лермонтовым, я понял значительно позже, в зрелом возрасте, когда уже имел опыт общения с детьми богатых «помещиков» Украины и воочию увидел тип человека, который не заслужил того, что имеет, и что хуже, кое-как этим распоряжается.
И самое печальное то, что «золотые помидоры» никогда не исправятся. Использовать других людей в своих интересах, наживаться на «схемах» и коррупции у них в крови.
Один «золотой помидор» рассказал мне, как потерял большую часть своих богатств после бегства Януковича. Его преследовала прокуратура, и он откупался своими элитными автомобилями. После всего произошедшего с ним я задаю ему вопрос: ты уже понял, что так жить нельзя? Он отрицательно покачал головой. А как по-другому?.. Разве по-другому можно?.. Потеряв огромные капиталы, нервы и здоровье, он по-прежнему общается с теми же людьми, ищет те же «схемы», приспосабливается.
Но время «золотых помидоров» проходит, как прошло время картёжников и дуэлянтов. Я питаю большие надежды на поколение до 30-ти лет, которые вваливаются в бизнес. Это будут новые украинцы, потому что они умеют делать деньги без вмешательства государства и ориентируются совершенно на другие ценности.