Ораторское искусство — это искусство жизни, оно может обеспечить вам невероятный успех в жизни, бизнесе, карьере, любви… И если есть универсальный способ стать успешным человеком, то он покоится на умении говорить.
Первые человекообразные обезьяны, которые смогли членораздельно передавать звуки, получили такое колоссальное преимущество перед другими, что попросту вытеснили их с лица Земли. Женщины влюбляются в тех, кто умеет рассказывать забавные истории и говорить комплименты, обещая сногсшибательное будущее. И сегодня люди, которые способны формулировать предложение, рассказывать, имеют превосходство над остальными.
Гюстав Лебон — основатель социальной психологии, в «Психологии народов и масс» писал, что толпа — это женщина, которую хороший оратор соблазняет простыми и доступными словами, формируя у толпы блестящую картинку будущего. Проще говоря, толпа склонна слушать того, кто говорит ей то, что она хочет слышать.
Классный оратор соблазняет с помощью внешнего вида, выстроенного из атрибутов, собственной важности и, главное, короткого предложения, в которое уже верит или хочет верить толпа. Далее следует несколько штрихов, подтверждающих реалистичность и простоту предложения. После чего — короткий призыв, заставляющий всех повиноваться воле и слову блестящего оратора.
Курс ораторского мастерства Балашова построен на его авторской системе передачи информации, которой пользуется любой классный оратор:
1.АТРИБУТЫ, сопровождающие текст;
2.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (информация о говорящем);
3.УБОЙНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ для слушающего;
4.ОБЪЯСНЕНИЕ (объяснение с чувственной репрезентацией: вижу, слышу, ощущаю, чувствую);
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (которое по своей сути является призывом к выполнению убойного предложения).
Как все это применить? Вот пример из моего прошлого.
В 1998 году во время избирательной кампании в Верховную Раду одна из последних избирательных встреч проходила в ДК «Шинник», принадлежавшем шинному заводу. Директор завода тоже баллотировался на выборах в Верховную Раду. По сути эта встреча проходила на территории моего противника. Силы уже изначально были неравными.
Нас, 11 кандидатов, посадили на сцене, по очереди мы должны были выступить со своими избирательными программами перед забитым до отказа залом. Зрителями были работники шинного завода, а передние 10 рядов заняла его администрация. Естественно, все они были настроены горячо поддерживать своего директора.
Перед началом дебатов ощущалось оживление, рабочие и служащие приготовились к тому, чтобы продемонстрировать перед начальством свою «единственно верную политическую позицию», а лицо моего главного оппонента — директора завода — излучало ликующую самоуверенность. «Да-а-а… Заставить слушать такую аудиторию будет непросто», — помню, подумалось мне. Но это не поколебало моего намерения запомниться этим людям своей предвыборной программой.
Когда выступал директор завода (он был одним из первых), стояла гробовая тишина, а закончил он свой спич под бурные, продолжительные аплодисменты. Во время его речи мне передали записку: «Слышали, что вам не дадут говорить. Дано указание хлопать, улюлюкать и кричать».
Ситуация была критической. Я на сцене, мне нужно срочно изменить стиль и подачу информации. Наконец меня объявили. Стою перед микрофоном, напряженно вглядываясь сквозь световую завесу софитов: я знаю, что там сотни людей, только и ждущих момента, чтобы сорвать мое выступление. В руках держу папку с гербом Украины с надписью «Законопроект о едином 10-процентном налоге», написанной очень крупным шрифтом, так, чтобы было видно в зале.
И только я начал рассказывать о своей предвыборной программе, как раздались хлопки, свист и крики: «Пошел вон со сцены!» Высоко подняв папку над головой, так, чтобы все видели герб, наклонившись к микрофону, я негромко произнес: «Деньги». Улюлюканье усилилось. Второй раз, чуть громче, я опять сказал: «Деньги», но глумление не прекратилось. Тогда я прибавил: «Я привез вам деньги!» Повторив эту фразу несколько раз, я добился того, что на задних рядах крик наконец начал стихать. Вот так, стоя у микрофона, не опуская руки с папкой, я продолжал повторять в разгоряченный, агрессивно настроенный зал: «Я привез вам деньги!»
Где-то на седьмом повторе фразы в зале стало так тихо, что, наверное, можно было услышать биение собственного сердца. Любопытство сотрудников завода, что за деньги я им привез, пересилило желание выслужиться перед их начальством. Это и немудрено: частые перебои с зарплатами поставили завод на грань забастовки.
После того как интерес публики был привлечен, я заявил, что фирма Mitsubishi готова вложить 50 миллионов долларов в шинный завод только в одном случае, если с должности снимут их директора… Это была неправда, но своей цели я добился. Поняв, что нынешнее начальство не авторитетно, аудитория стала внимать каждому моему слову. Я рассказал им и о «десятине», и об освобождении Украины от налогов, и об остальных пунктах моей предвыборной программы. Я закончил свое выступление словами: «Как только уйдет ваш директор, у вас будут деньги». Хоть аплодисментов не последовало, но оглушающая тишина стояла и после окончания моей речи.