Подписанный президентом Закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей» полностью идёт в фарватере Минских соглашений. И это хорошо. Плохо, что в законе нет ничего нового.
Что должна была бы делать власть, согласно Минским соглашениям? Предоставить Донбассу особый статус, легализовать местные выборы и самоуправление, принять все необходимые изменения в Конституцию, провести через парламент законы… То есть делать всё то, что вызовет яростный протест у большинства граждан Украины.
Соблюсти Минские соглашения, значит, сделать себе политическое харакири. Поэтому
Власть «петляет» между Западом, который ждёт выполнения соглашений, и народом, который ждёт восстановления государственного суверенитета.
Возникает вопрос, зачем власть подписала Минские соглашения, если их выполнение настолько невыгодно, если политическая элита не хочет реинтеграции Донбасса? Возможно, это было сделано от страха. Руководство Украины, безумно напуганное боями за донецкий аэропорт, кровопролитными столкновениями в районе Дебальцево и Иловайска, и в других горячих точках, согласилось подписать Минские соглашения. А возможно, власть юридически сдала Донбасс по «договорняку» с Кремлём. Так или иначе, сейчас уже не так важно, по каким причинам Донбасс был сдан и кому именно — местному населению или Кремлю. Важно, что рано или поздно президенту Украины придётся признать, что «Донбасс больше не наш». И этот день всё ближе и ближе. Задача пиарщиков Порошенко и его штаба — максимально отсрочить этот день. Так в их воспалённом мозгу и родилась идея написать закон, в котором тупо переназвать все названия.
И АТО — не АТО, а «мероприятия по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооружённой агрессии РФ». И руководство боевыми действиями теперь гордо называется «Объединённый оперативный штаб». И боевые действия стали «мерами по обеспечению национальной безопасности, отпору и сдерживанию вооружённой агрессии РФ». Одно осталось неизменным: Россия — государство-агрессор. Пункты Минских соглашений, сдача Донбасса были замаскированы в этом законе пафосными патриотическими формулировками.
Конечно же, закон о реинтеграции никаких изменений не принесёт, но он позволит Порошенко спокойно провести избирательную кампанию в президенты и переизбраться в 2019-м году. Кроме того, закон расширяет полномочия президента по использованию Вооружённых Сил, что тоже очень важно накануне выборов. «Победить на выборах, а дальше, как получится» — под этим девизом Пётр Порошенко проведёт весь 2018-й и начало 2019-го года. Война на Донбассе или её имитация будут продолжаться ещё и потому, что это источник наживы политической элиты Украины, которая по локоть вымазалась в деньгах госконцерна «Укроборонпром».
Закон о реинтеграции Донбасса принят ради политического выживания Порошенко, и его главная цель — замаскировать поражения и уступки, никчёмное руководство и отсутствие денег. Это прекрасно понимают и Евросоюз, и США. Но также они понимают, что сейчас нельзя убрать эту правящую элиту, потому что альтернативы попросту нет. Если в Украине начнутся заварушки по смене власти, всё затрещит по швам. На данный момент для Запада важнее политическая стабильность в Украине, чем качество её политической элиты.
ЕС и США пытаются «выжать» из нынешней политической клики создание Антикоррупционного суда, приватизации государственных предприятий, открытие рынка земли (снятие моратория на продажу земель сельхоз назначения). Но это чрезвычайно сложно, потому что политики типа Порошенко не принимают жёстких, стратегических решений и не действуют по плану. Это политик, который действует по обстоятельствам, сиюминутно, согласно возникающим возможностям. Поэтому в Украине никто не может чётко сказать, куда нас ведёт Порошенко и какую страну он строит.
Для народа главное, что президент куда-то идёт, а там само собой рассосётся…