— А зачем нам король?! — заорали повстанцы.
Брать и тратить — это все что может постсоветская номенклатура с приближенными к ним бизнесменами. Брать ресурсы, заводы, брать из бюджета — это все что могут в современной экономике современные политики.
В верхних эшелонах власти абсолютно не представлен класс предпринимателей. В силу того, что ресурсы страны, денежные потоки на постсоветском пространстве и на Украине распределялись чиновниками, доступ к ним имели только сами чиновники и их бизнесы. В принципе, весь этот период не нужно было думать, как зарабатывать деньги, большие капиталы и не зарабатывались. Они брались из бюджета, отката, газа, НДС, свободных экономических зон для избранных, или прямо из банков невозвратными кредитами для «своих».
О деньгах и заработках думали население и предприниматели, а эти просто брали и тратили. Брали из газовых операций, брали на возврате НДС, брали из бюджета, из Пенсионных Фондов, из государственных хранилищ, напрямую брали из банков. Именно эти люди сформировали сегодня правящую элиту и так называемый высший класс. Именно они тратили деньги на избирательные компании, создали партии, у которых цель одна — занять верхнюю позицию, чтобы продолжать брать и тратить.
Брал и тратил через зятя Кучма, брал и тратил, будучи Главой Нацбанка, Премьером, Президентом Ющенко, брала и тратила Тимошенко, Литвин, концентрируя возле себя целые группы берущих и тратящих чиновников-бизнесменов, и сегодня берет и тратит. Не успел хорошо набраться только Кравчук по недомыслию, не сориентировался в масштабности возможностей.
В правительстве и в этой сложившейся «элите» нет понятия «зарабатывать». Донецкая группа, которая в свое время сформировалась, беря деньги от государства, уголь с государственных шахт и забирая себе государственные заводы, тоже привыкла только брать и тратить. Брали уголь, металл, газ, деньги, отвалы, и теперь всех их можно назвать Великими Растратчиками Украины международного масштаба. В ходу уже пошли деньги МВФ и весь бюджет Украины.
Эти люди, называющие себя бизнесменами, не умеют инвестировать, не умеют создавать рентабельный бизнес, у них нет даже такой цели, они умеют только брать и тратить. Построить дорогущие стадионы — пожалуйста, купить миллионных футболистов — не вопрос, целый магазин Луи Виттона — это мы можем, закупить отсталые самолеты у отечественного товаропроизводителя, замутить какую-нибудь правительственную программку типа солнечная энергия и из бюджета закрыть свои долги перед банком — легко, обвалить гривну… У всех этих действий один итог — деньги будут потрачены, часть переведена в офшор, и никогда в конце не получается высокорентабельное, прибыльное дело, чем бы они не занимались.
Брать и тратить — это психология всех высших менеджеров государства. Берет и тратит железная дорога, берет и тратить НАК «Нафтогаз» Украины, все министры борются за свою строчку в бюджете с одной единственной целью — получить право брать и тратить.
Сегодня самые большие растратчики — это вице-премьеры с программами. Кто тратит на авиацию, кто — на солнечную энергию, кто — на поддержание своих бизнесов, кто — на чистую воду, а кто — на национальные программы, которые тоже закончатся убытками для государства. Ни одного предпринимателя в правительстве нет, никто и не думает, как отсекать лишние траты государства и как зарабатывать. По сути, бюрократия работает на бюрократию. Все бюрократы раздувают штаты. Работая на бюрократов, они обосновывают, как можно больше потратить. В то время, как любой предприниматель, работающий на свой страх и риск, озабочен получением дохода и сокращением трат.
Скоро они растратят все деньги МВФ, раздерибанят бюджет (все-таки команда профессионалов, как они себя называют) и завалятся в дефолт. У меня только один вопрос — зачем все это Президенту? Зачем Президент Виктор Янукович насадил целое правительство растратчиков, удовлетворяя постоянно растущие аппетиты олигархов, не способных зарабатывать? Брать и тратить — это единственная мысль, которая просматривается в лицах назначаемых им людей.
А в это время население и предприниматели прозябают без денег, доступных кредитов, работают в теневом секторе, борются с коррупционной машиной растратчиков, но вырваться из нищеты не могут, потому что вожди, возомнившие себя королями, тратят столько, сколько хотят. «У нас две Украины, — сказал Богуслаев — крупный запорожский растратчик-герой. — Одна работает, другая хочет в Европу». А я бы сказал, что одна Украина выживает, выкручивается, выпрашивает, вымаливает, зарабатывает мало, чтобы прокормить свои семьи, а вторая берет и тратит в той же Европе, привыкшая за последние 20 лет еще больше брать и еще больше тратить. Как взял Богуслаев себе целый завод и уговаривает правительство закупать его отсталые, дорогие двигатели. «Людям, — говорит Богуслаев, — Нужны не деньги, а работа». Людям нужны деньги, как и вам, Великим Растратчикам Украины.
Понимание того, что мы всех их не прокормим, приводит меня к двум выводам: 1. Мы не обязаны им платить налоги, потому что они их ратсратят; 2. Государство в их лице — враг каждой семьи, потому что нам рассказывая о трудностях, сами берут и тратят.